Следуем за лидером
Стратегия следования за лидером основывается на том, что её приверженцы учитывают при планировании организационной политики возможный действия конкурентов. Стратегия предполагает мирное разделение рынка между несколькими компаниями и используется в том случае, когда дифференцировать продукцию не представляется возможным, а экономия на издержках не имеет смысла.
Лидер обычно опережает последователей в конкурентной борьбе. Если последователь использует демпинг или иные не совсем честные методы, лидер сразу может предпринять адекватные действия, например, усовершенствовать товар. Поэтому, если последователи не могут предложить новый товар или существенно улучшить качество услуг, лучше оставаться в роле последователя и не пытаться догнать. Борьба может очень сильно ослабить обе организации, в этом случае схватка будет в пользу конкурентов. Не всегда стратегия следования за лидером говорит о том, что конкуренты копируют его поведение один- в один. Существует четыре стратегии следования за лидером, которые более подробно будут рассмотрены в следующем разделе
Частные стратегии следования за лидером
Подражатель имитирует товар и упаковку лидера, а её реализация осуществляется по «чёрным» и «серым» схемам. Действия подражателя часто являются нарушением закона о добросовестной конкуренции.
Двойник копирует товар или услугу лидера, при этом название бренда или отдельные элементы немного меняются. Стратегия двойника является паразитарной. Подобные компании незначительно изменяют название торговой марки. Например, Abibas вместо Adidas или coca-colo вместо coca-cola
Имитатор копирует товар лидера, при этом меняя цену, упаковку или другие второстепенные характеристики. Обычно лидеры довольно лояльно относятся к имитаторам, пока те не начинают представлять. Стратегия имитации оправдана в двух случаях: если имитатор может предложить копию продукта-первопроходца по более низкой цене или, если есть возможность предложить урезанную версию, которая будет в несколько раз дешевле оригинала.
Приспособленец, как правило, видоизменяет продукцию лидера до неузнаваемости. Обычно выбирает рынки, отличающиеся от рынков, на которых работают лидеры, чтобы избежать прямого столкновения. Эта стратегия очень часто приносит свои плоды, и приспособленец становится претендентом на лидерство. Лидеру рынка приходится быть очень бдительным, поскольку даже постоянные клиенты могут уйти от него по незнанию, или соблазнившись более низкой ценой.
Стратегия специалиста
Является логичным продолжением стратеги фокусирования, но последователи настроены на расширение и большую дифференциацию товара компании. Обычно стратегия состоит из трёх этапов: 1) Создание ниши 2) Расширение ниши 3) Защита ниши
Положение компании на рынке может меняться, поэтому компания обязана предпринять определённые усилия для создания новых ниш. Чтобы было больше шансов выжить, компании лучше оперировать на нескольких нишах, поскольку это позволит минимизировать риски. Выделяют несколько стратегия специалиста по направлениям специализации:
-
Ориентация на конечного потребителя;
-
Географическая специализация: компания предлагает товары или услуги только на определённой территории;
-
Продуктовая специализация: компания реализует только одну продуктовую линейку или один продукт;
-
Специализация по каналам распределения: фирма обслуживает один единственный канал распределения.
Правильный выбор ниши –лишь одна из возможных стратегий успеха специалиста. Помимо этого, для того, чтобы не мешать лидеру, компания может выбирать каналы продаж, неинтересные лидерам, либо минимизировать затраты на производство за счёт снижения себестоимости или активизировать инновационную политику, чтобы производить большее количество продуктов каждый год.
Подводя итоги, следует отметить, что подражание лидеру может способствовать развитию бизнеса, поскольку пример лидера показывает успешную модель работы на рынке. При этом, не стоит пытаться атаковать лидера «в лоб». Обладая большими ресурсами, лидер всегда сумеет опередить менее сильных конкурентов.