Информационная статья - Maestro
+7 (846) 212-03-03

Учебно-познавательная мотивация. Методы и решения

Формирование учебно-познавательной мотивации

Значимость образования для успеха в современном мире трудно переоценить. Одна из важнейших задач педагога-формирование интереса учащихся к усвоению новых знаний и обретению навыков. Это можно обеспечить за счёт следующих приёмов:

  • Использовать новые способы подачи материла. Последнее время особенно популярны в образовании мультимедийные технологии: тренажёры, симуляторы, компьютерные викторины и т.д. Кроме того, эффективен метод проектов, когда учебные материал готовится группой учащихся или учениками совместно с педагогами.

  • Приглашать авторитетных для аудитории людей. При обучении взрослых людей бывает сложно добиться доверия. Если учащиеся уже добились некоторого успеха, они могут не доверять мнению лектора, полагая, что он недостаточно компетентен в данном вопросе. Приглашение эксперта на мастер класс или часть занятия решит эту проблему.

Формирование положительной мотивации учащихся

От умения учиться зависит, сможет ли человек адаптироваться в меняющемся мире и преуспеет ли в выбранном деле. Познавательную мотивацию необходимо закладывать в раннем возрасте. Проблема современной образовательной системы в том, что со школьной скамьи большинство учащихся осваивают программу по вынужденным мотивам (страх наказания, боязнь не сдать ЕГЭ, остаться без профессии). Задача педагога- формировать положительную мотивацию к усвоению новых знаний. Если упустить этот момент, завершив среднее, в лучшем случае, высшее образование человек перестанет развиваться, решив, что теперь, когда у него есть работа, он может сосредоточиться на других интересах. 

Положительная мотивация к обучению обуславливается эмоциями, которые возникают в процессе обучения или при достижении результата: радость, гордость, эмоциональный подъем от преодолённых трудностей. Для того, чтобы поддерживать должный уровень мотивации, преподаватель должен грамотно подходить к выбору уровня сложности заданий: слишком сложные лишают уверенности в своих силах, чрезмерно простые не создают позитивной эмоциональной реакции.

Познавательные методы мотивации учащихся

Необходимо понимать, что познавательная мотивация учащихся всегда так или иначе связана с социальными потребностями: быть членом группы, быть признанным. В процессе обучения учащийся так или иначе сопоставляет свои результаты с достижениями других.

Для повышения познавательной мотивации необходимо максимально разнообразить учебную деятельность, используя следующие педагогические приёмы:

  1. Метод поощрения и наказания. Со взрослыми людьми работает только на краткосрочной основе. Руководитель, конечно, может заставить сотрудников пойти на тренинг, под угрозой увольнения или пообещав премию, отгул, повышение в должности и т.д. Но результаты обучения в данном случае будут краткосрочными.

  2. Познавательный метод. Именно он зарекомендовал себя как наиболее эффективный при обучении взрослых людей. При использовании данной технологии педагог преподносит новый материал с опорой на жизненный опыт обучающихся. Психология взрослых людей такова, что они лучше воспринимают материал, если он совпадает с тем, что они уже знают о жизни.

  3. Волевые методы (Предъявление требований). Иногда работают с детьми и подростками, но при формировании мотивации у взрослых людей также имеют краткосрочный эффект, а ещё чаще вызывают сопротивление.

  4. Практика организации тренингов показывает, что хорошо мотивируют учащихся так называемые «контракты», которые составляются до начала курса. В соглашениях фиксируются объем работы, предполагаемые результаты и прописываются обязанности каждой из сторон. Практика показывает, что подобные приёмы повышают ответственность. Взрослые люди привыкли держать данное слово, поэтому наличие договора будет стимулировать их добиться нужного результата.

Подводя итоги, стоит отметить, что познавательная мотивация взрослых учащихся отличается от стимулов, которые двигают детьми. В школе дети и подростки могут хорошо учиться (а чаще имитировать учёбу), чтобы получить поощрение или избежать наказания. В основе правильно сформированной мотивации взрослых лежит эмоциональное включение в процесс познания через удовлетворение от умственных усилий и их результатов, а также стремление вложить в процесс что-то своё (креатив). Это означает, что методы стимулирования познавательной мотивации должны отличаться в зависимости от возрастных особенностей.

Полезная статья?