+7 (846) 212-03-03

Оценка персонала

Корпоративное направление

Оценка персонала

Под оценкой персонала понимается анализ характеристик работников, целью которого является повышение результативности их работы. При некоторых видах работы с кадрами такая процедура является основной. Она будет полезна при сокращении, реорганизации, приеме в штат нового специалиста и в других случаях. Главной целью оценки является повышение продуктивности использования труда уже имеющегося персонала. После ее проведения человек может быть переведен на более подходящую для него должность. Если мероприятие проведено грамотно, оно положительно влияет на продуктивность работы отдельных сотрудников и фирмы в целом.

Сейчас происходит систематизация имеющихся сведений и разработка новых способов, помогающих грамотно оценить персонал. В работнике оценивается компетентность и результативность. При выделении критериев оценки учитываются задачи процедуры, сфера деятельности компании, должностные обязанности и другие факторы. Перед проверкой важно понять, какие функции специалиста являются самыми важными.


Проблематика

Оценка деятельности работников необходима каждой организации. Руководителю это позволяет понять, насколько эффективен нанятый человек. Сотрудник получает обратную связь и может увидеть, что получается хорошо и что ему требуется подтянуть. Оценивание персонала будет особенно полезно в следующих ситуациях:

  • Вам кажется, что затраты на содержание работника больше, чем приносимая им польза.

  • При сокращении штата необходимо решить, кого из сотрудников оставить, а кого уволить.

  • Освободилась руководящая должность и вам не хочется нанимать стороннего специалиста. Из текущего кадрового состава необходимо выбрать наиболее перспективного для данных полномочий сотрудника.

  • Текущая система поощрений не мотивирует работников.

  • Компания расширяется и руководителю становится непросто самостоятельно оценить эффективность сотрудников.

  • Руководство готово вложиться в обучение персонала, но не совсем понимает, кого и чему нужно учить.


Цели

Проверка эффективности кадрового состава занимает время и требует вложений средств. Но в перспективе она поможет увеличить прибыль организации. Если вам необходимо:

  • Повысить эффективность отбора сотрудников на этапе их приема.

  • Определиться с необходимыми обучающими программами.

  • Подобрать наиболее продуктивную систему материального стимулирования.

  • Выявить рабочий потенциал сотрудников.

  • Платить заработную плату за реальные достижения, а не за нахождение на рабочем месте.

  • Создать кадровый резерв.

  • Эффективно потратить деньги, выделенные на повышение квалификации.

  • Выявить потребность в новых специалистах.

  • Понять, кто из работников вносит наибольший вклад в развитие компании.

  • Выбрать из претендентов на открывшуюся руководящую должность самого способного и перспективного. 

...то вам помогут современные методики оценивания персонала. Рассмотрим их в следующем разделе.


Инструменты

Сейчас для оценки сотрудников используется целый комплекс методов. Они делятся на следующие виды:

  • Качественные. В них преобладает описательный подход. Например, сравнение деятельности работника с идеальной моделью, сопоставление крупных побед и серьезных оплошностей, оценка со стороны других сотрудников.

  • Количественные. Они считаются самыми объективными. Это может быть оценка в баллах. За полученные результаты сотрудник получает некоторое количество очков, потом они суммируются. Также возможно составление рейтинга специалистов.

  • Комбинированные. Сочетание двух предыдущих подходов является самым эффективным, поскольку помогает оценить деятельность сотрудника со всех сторон. 

Результативность методов зависит от текущих целей, уровня развития компании и других показателей. При проведении расчетов выбирается ряд критериев, которые должны отвечать следующим требованиям:

  • Достижимость.

  • Объективность, т. е. отсутствие предвзятости.

  • Соответствие должностной инструкции.

  • Прозрачность. Их понимают все участники процесса.

  • Наличие обратной связи. Сотрудники получают информацию о результатах.

На основе числовых показателей удобно начислять премию. Во многих компаниях большую популярность приобрели методы оценки по KPI и триада эффективности.

Оценка по KPI

Проверка результативности по KPI теперь применяется не только в больших компаниях. Аббревиатура расшифровывается как «ключевые показатели эффективности». Для тестируемой должности разрабатываются 2 модели, которые оценивают результативность и компетенции. Из моделей выбирается несколько показателей для оценки за выбранный период. Руководитель дает им оценку от 0 до 1. Общий вес должен быть равен 1. 

При подсчете используется 3 уровня эффективности:

  • База (Б) — худший показатель.

  • Норма (Н) — необходимое достижение.

  • Цель — показатель, к которому стоит стремиться.

Эффективность определяется по формуле: (реальность - Б)/ (Н - Б) * 100%. Показатели умножаются на их вес и складываются. Если итог выше 100%, то результативность высокая, если меньше, то низкая.

Триада эффективности

Оценка осуществляется по 3 показателям:

  • Количество задач. Полный перечень функций, которые берет на себя работник.

  • Качество их решения. Безошибочность, отсутствие жалоб со стороны клиентов.

  • Срок выполнения.

Метод позволяет сравнивать эффективность сотрудников, смотреть на их работу в динамике.


Решения

Для оценки персонала существуют следующие решения:

  • Работа приглашенного эксперта. Консультант поможет оценить необходимость мероприятий, подготовить их и реализовать. Для проведения работы требуется опыт, владение разными методиками, собственные решения.

  • Самостоятельная оценка. В компании может быть разработана и собственная система оценивания персонала.

  • Тестирование. Метод не требует больших ресурсов и может быть проведен даже в дистанционном формате.

  • Разработка и внедрение корпоративных компетенций. Сторонний специалист формирует модель, в которой передается специфика бизнеса. Компетенции должны быть четко сформулированы и не пересекаться друг с другом. Их тестирование происходит при помощи фокус-групп, созданных из сотрудников организации. При внедрении компетенций учитывается обратная связь сотрудников, происходит работа с теми, кто настроен негативно. После завершения работы руководитель получает собственные инструменты эффективной оценки работы подчиненных.

Полезная статья?

Регистрация заявки

Перезвоните мне

Получить бесплатную консультацию

Если у Вас есть желание посмотреть работу наших экспертов (бизнес-тренеров), то оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами и определит для вас время демонстрации демо-версии эксперта

Перезвоните мне